Ферменты, по которым можно судить о состоянии печени

Вкратце:  Чтобы выяснить, заболела ли ваша печень, и подобрать правильные лекарства, врач может направить вас на сдачу биохимического анализа крови. В зависимости от состояния печени, в вашей крови будет разное количество ферментов печени. Показатели придут в норму только тогда, когда вы будете здоровы.

Эту статью проверил и отредактировал кандидат медицинских наук врач-токсиколог Станислав Радченко.

Что такое биохимический анализ крови

Печень — это орган, от правильного функционирования которого зависит не только самочувствие и здоровье человека, но и его жизнь. Правильное протекание всех биохимических процессов обеспечивается ферментами (иногда также называемых энзимами), и среди них есть такие, по месту появления которых в определённой концентрации можно судить о состоянии печени, а иногда — и о характере патологического процесса. Как правило, наличие и количество ферментов в крови определяется в ходе биохимических исследований (в быту — «анализы на биохимию»).

С функционально-анатомической точки зрения ферменты могут быть разделены на три группы:

1. Секреторные (синтезируются в органе и в норме попадают в кровь через капиллярные стенки).
  2. Экскреторные (синтезируются в органе и в норме выделяются в просвет протоков или полых органов).
  3. Индикаторные (синтезируются и выполняют свои функции внутриклеточно — и появляются в крови и других жидкостях организма только в результате повреждения соответствующих клеток).

Биохимический анализ крови — один из эффективных методов диагностики болезней печени. Биохимический анализ помогает сузить дифференциально-диагностический список, при необходимости направить пациента на дополнительное обследование, а иногда и поставить диагноз. В общем случае метод показывает, в какой концентрации в сыворотке крови присутствуют ферменты каждой из трёх групп. При патологических процессах концентрация секреторных ферментов снижается, экскреторных — увеличивается, а индикаторных — или становится определяемой, или увеличивается значительно.

Индикаторные ферменты при оценке состояния печени

Трансаминазы

• Аспартаттрансаминаза (АСТ), раннее наименование — аспартатаминотрансфераза (АсАТ).
  • Аланинтрансаминаза (АЛТ), раннее наименование — аланинаминотрансфераза (АлАТ).

Повышение уровня ферментов АЛТ и АСТ в крови сигнализирует о повреждении печени. Инфографика. Рассмотреть в полном размере

Ферменты обеспечивает реакцию трансаминирования, т. е. двустороннего переноса аминогруппы с аминокислот на кетокислоту. Трансаминирование играет важную роль в метаболизме, поскольку обеспечивает синтез и разрушение отдельных аминокислот в организме. Активация трансаминаз является одним из внутренних факторов детоксикации, поскольку в условиях эндогенной интоксикации приводит к снижению количества ядовитых биогенных аминов, а также утилизации аммиака. На этом основано дезинтоксикационное действие витамина B6 (пиридоксина), поскольку его активная форма является коферментом всех трансаминаз.

Наибольшую активность АСТ проявляет в сердце, печени, скелетной мускулатуре, нервной ткани и почках. Внутриклеточно АСТ, также как и АЛТ, присутствует в виде двух изоферментов: цитозольного и митохондриального.

Наиболее часто активность трансаминаз исследуется для дифференциальной диагностики патологии сердца и печени. В миоцитах содержится гораздо больше АСТ, чем АЛТ, а в гепатоцитах — наоборот. Поэтому при инфаркте миокарда активность АСТ в крови будет значительно выше, чем АЛТ, а при вирусном гепатите активность АЛТ будет выше, чем АСТ.

Отношение активности АСТ к АЛТ выражается так называемым «коэффициентом де Ритиса» (DRr): его значение в норме — 1/3. Оно повышается при тяжёлых поражениях ткани печени, сопровождающихся гибелью гепатоцитов, и инфаркте миокарда; а снижается — при неосложнённых поражениях печени.

При гепатите у пациента может отсутствовать желтуха и уровень билирубина может быть в норме — но концентрация трансаминаз повышается. Это может свидетельствовать о следующих патологических процессах:

Концентрация трансаминаз в крови может временно повышаться при подагре, обширных мышечных травмах, миопатиях, ожогах, миозитах, болезнях, связанных с распадом эритроцитов.

Отклонения в содержании АЛТ и АСТ в крови не обязательно означают проблемы с печенью; причина может быть и в каком-то другом органе, который, в свою очередь, влияет на работу печени. Читайте истории из медицинской практики о редких причинах повышения печёночных ферментов.

Глутаматдегидрогеназа (ГлДГ)

Большинство трансаминаз используют в качестве акцептора аминогруппы кетоглутарат и образуют глутаминовую кислоту. Окислительное дезаминирование этой кислоты с образованием кетоглутарата и аммиака катализируется цинксодержащим ферментом глутаматдегидрогеназой (ГлДГ). Этот митохондриальный фермент, участвующий в обмене аминокислот, преимущественно содержится в печени.

В незначительном количестве он обнаружен в нервной ткани, скелетных мышцах, миокарде и молочной железе. Поэтому ГлДГ считается органоспецифическим ферментом, который определяется в сыворотке крови только при заболеваниях печени. Поскольку фермент является митохондриальным, то степень повышения его концентрации отражает глубину распада гепатоцитов и тяжесть патологического процесса.

Гамма-глутамилтранспептидаза (ГГТП)

Гамма-глутамилтранспептидаза (ГГТП). Катализирует перенос аминокислот через клеточную мембрану, а также участвует в микросомальных окислительных процессах. ГГТП является мембраносвязанным ферментом. В значительных концентрациях ГГТП присутствует в печени, поджелудочной железе, почках и простате (поэтому у мужчин активность ГГТП в крови вдвое выше, чем у женщин). В клетках других тканей ГГТП содержится в небольших количествах.

В основном активность ГГТП присутствует в мембранах клеток, обладающих высокой секреторной или поглотительной способностью: таких как эпителиальные клетки желчевыводящих путей, клетки проксимальных канальцев почек, ацинарная ткань поджелудочной железы и её протоки, щёточная каёмка клеток кишечника.

Изменение активности ГГТП в крови имеет большое диагностическое значение при заболеваниях печени и гепатобилиарного тракта. Фермент более чувствителен к нарушениям функции печени, чем АЛТ и АСТ. Особенно чувствительна ГГТП к влиянию на печень длительного потребления алкоголя. У лиц, злоупотребляющих алкоголем, сывороточный уровень ГГТП коррелирует с количеством принимаемого алкоголя. Тест ценен для контроля абстиненции: прекращение приёма алкоголя снижает активность фермента вдвое в течение 10 дней.

Лактатдегидрогеназа (ЛДГ)

Лактатдегидрогеназа (ЛДГ) — фермент, катализирующий отщепление водорода от молекулы молочной кислоты (лактата). Данная реакция — одна из важнейших в процессе анаэробного (без участия кислорода) метаболизма глюкозы. ЛДГ широко распространена в тканях организма. Наибольшая активность ЛДГ обнаружена в почках, миокарде, скелетной мускулатуре и печени. Она содержится не только в сыворотке крови, но и в значительном количестве в эритроцитах.

Большинство органов и тканей человека содержит пять изоферментов ЛДГ. Характер изоферментного спектра ЛДГ и тип обмена веществ в ткани коррелируют между собой: в тканях с преимущественно аэробным обменом веществ (сердце, мозг, почки) наибольшей ЛДГ-активностью обладают изоферменты ЛДГ1 и ЛДГ2; а в тканях с выраженным анаэробным обменом (печень, скелетная мускулатура) преобладают изоферменты ЛДГ4 и ЛДГ5. В крови здорового человека постоянно обнаруживаются все пять изоферментов ЛДГ, поэтому обычно измеряется общая (суммарная) активность ЛДГ.

Экскреторные ферменты

Щёлочная фосфатаза (ЩФ), как и ГлДГ, является цинксодержащим ферментом, активность которого возрастает в присутствии ионов магния и хлора. ЩФ катализирует отсоединение фосфорной кислоты от её органических соединений. Своё название фермент получил в связи с тем, что его активность максимальна в щёлочной среде при pH 8,6–10,1.

ЩФ, подобно ГГТП, локализована в клеточной мембране и принимает участие в трансмембранном перемещении фосфора. ЩФ широко представлена в костях, слизистой кишечника, стенках желчных протоков печени, почечных канальцах, плаценте и лактирующей молочной железе. Особенно высокое её содержание обнаруживается в растущих костях. Как следствие, повышение активности ЩФ в крови наблюдается при поражении костей и заболеваниях, сопровождающихся явлениями холестаза (застоя желчи).

«Плохие» анализы крови — не повод для паники. Врач после постановки диагноза назначает лечение с учётом особенностей течения заболевания и организма пациента. Нельзя заниматься самолечением, принимая лекарства без консультации с квалифицированным специалистом.

Биохимический анализ крови при циррозе печени и гепатите С включает определение:

• уровня билирубина;
  • концентрации ферментов печени;
  • содержание сывороточных белков (для проверки способности печени синтезировать белки из аминокислот).

Нормализовать уровень ферментов позволяет только устранение причины, которая привела к изменению их концентрации. Могут потребоваться дополнительные анализы при подозрении на цирроз печени и другие виды патологии. Какие дополнительные анализы нужно провести, определяет лечащий врач.

Как правило, синдром цитолиза (разрушения клеток), сопровождающийся ростом содержания ферментов в крови, предполагает ограничения в питании:

• исключение из рациона жирного, острого и копчёностей;
  • отказ от кофе и спиртного;
  • включение в меню кисломолочных продуктов, фруктов и растительной клетчатки;
  • ограничение животного белка и соли.

При ряде заболеваний печени именно своевременно проведённые анализы позволяют оперативно начать лечение. В запущенном состоянии они способны спровоцировать летальный исход.

228064 человек прошли опрос, но только 2% ответили на все вопросы верно. Какая оценка будет у вас?

Сдавали ли вы когда-нибудь кровь на биохимический анализ? Результаты оказались хорошими или не очень? Что сказал врач? Помог ли результат анализа определиться с дальнейшим лечением? Поделитесь опытом!